Как научить ребенка делать ответственный выбор

Юлия ИзотоваЮлия Изотова,

федеральный эксперт по индивидуализации и тьюторству, руководитель проекта «Смарт Трек» и мама троих детей в рамках встречи «Бизнес-завтраки для мам» освещала тему «Выбор альтернативного образования».

Участники встречи смогли не просто узнать о возможностях альтернативного образования, но и понять, как научиться делать осознанный выбор и научить этому детей.

В основе осознанного выбора лежат два вида оснований (аргументации) — знание о себе и знание о мире.

Знание о себе включает в себя понимание своих интересов, способностей, ценностей, принципов, амбиций и устремлений.

Знание о мире — это понимание ситуаций, происходящих вокруг событий, умение осознавать, что за каждым шагом (в том числе образовательной ступенью) будет следующий уровень. Поэтому важно, чтобы ребенок имел определённую цель, хотя бы общее видение того, что он хочет достичь.

Родители должны понимать, что самостоятельность и уверенность в своем выборе появляется у ребенка не спонтанно, а только тогда, когда накапливается достаточно оснований и ребенок умеет видеть и использовать. Чем больше у него накоплено оснований, тем выше вероятность принятия уверенного и ответственного решения даже в условиях ограничений (например, по времени принятия решения).

Родитель должен помочь ребенку накопить основания, начиная с самого раннего, ещё дошкольного возраста на простых и приятных ситуациях — это поможет ребенку ненавязчиво почувствовать результат своего выбора и осознать последствия. Например, выбор конфет в магазине. Каждый раз необходимо менять условия — время, количество, ограничения по финансам и т.д.

Формирование у ребенка оснований — это системная работа, которая включает в себя работу с прошлым, настоящим и будущим.

Работа с прошлым — это фиксация моментов, когда ребенок был успешен, и развитие осознания, за счёт чего это было достигнуто. Это тот опыт, на который ребенок может опереться, принимая решение в настоящем.

Работа с настоящим подразумевает фиксацию родителем тех моментов, когда ребенок испытывает интерес (внешне это может проявляться во взгляде, изменении осанки и т.п.), и последующую проработку этих интересов к какой-то теме или деятельности. Задача родителя — экспериментировать, чтобы в итоге найти и поддержать стойкий интерес.

Работа с будущим ставит во главе угла осмысленность. Этому способствуют постановка целей, фантазирование, определение ориентиров в будущем и регулярная сверка с ними.

И безусловно, помимо работы с ребёнком родителям самим нужно научиться понимать свои основания в принятии решений и показывать собственный пример, приглашая ребенка на семейные советы.

2017-06-28, Anny (обновлено 2017-07-14)