Елена Сергиенко о театре и бизнесе

Елена Сергиенко, в прошлом — артистка театра им. Вахтангова, а сейчас преподаватель Щукинского училища и театральный коуч, рассказала о том, может ли театр быть доходным предприятием, что ценит современный зритель и как современные технологии влияют на работу актёра.

Существование театра возможно только при постоянной поддержке государства / иного спонсора или это вполне самостоятельный и доходный бизнес?

Театр – элитарная и духовная деятельность. Качественный театр отличается уникальной творческой одаренностью его участников и достаточно высоким уровнем альтруизма актеров: отношением к своему профессиональному делу, как к социальной ценности. Ещё Ф. Гальтон считал приверженность делу отличительной чертой одаренности человека. Преданность профессии актеры проявляют высокой эмоциональной включенностью в профессиональную деятельность. Однако, не в эмоциях, взятых в изолированном виде, но в связях, объединяющих эмоции с более сложными психологическими системами, заключается разгадка «парадокса об актере». И в этом смысле престиж идеи служения, питающей театральную и актерскую профессиональную деятельность, нуждается в опоре на более рациональные и материалистические структуры – государство, спонсоров и т.д, которые, в свою очередь, включаясь во взаимообмен и сотрудничество, получают для себя новые ролевые возможности. Театр же, следуя своей социальной роли, не может и не должен быть самостоятельным, доходным предприятием.

Какие особенности отличают театр от других сфер деятельности, если рассматривать его в качестве бизнеса?

Если рассматривать театр как бизнес, то можно отметить некоторые его особенности.

Невозможно заранее просчитать финальный результат театрального проекта. Причины: дестандартизация сценической творческой деятельности; для успеха дела имеет значение реакция зрителя, эстетические вкусы которого можно предвосхитить, но не абсолютно.

Организационная структура театральной организации отличается, с одной стороны, жесткой иерархической системой, с другой – размытостью границ внутри каждой иерархии. Для актеров режиссер – фигура чрезвычайно значимая. От его предпочтений зависит их профессиональная занятость, карьерное продвижение, финансовое и моральное благополучие. Внутри иерархии личностные границы размыты. В театральной труппе преобладает семейственный характер взаимоотношений: близость, панибратство или коалиции, дистанция, глухое соперничество, конфликты.

Вследствие эмоциональной насыщенности театральной деятельности и наличия у профессиональных актеров типичных индивидуально – психологических личностных особенностей в театральной среде высок риск выгорания, сопровождающийся порой срывами, депрессиями, потерей интереса к делу вплоть до утраты профессии, означающей для актера тотальную потерю жизненных ориентиров.

Конфликты в театральной среде, которая отличается острым соперничеством, борьбой за роли, имеют особенность конфликтов, внешне декларирующих творческие противоречия, но, по сути, начинаются с личностных притязаний.

Однако в контексте взаимодействий, построенных в игровой форме (репетиции, спектакли и т.д.), для которых важен не только успех, напрямую зависящий от профессиональной компетентности ее участников, но и реализация их творческого потенциала. В процессе такого интерперсонального взаимодействия постоянно происходит рождение нового знания. Происходит переход от труда, понимаемого, как наемный, к истинно творческой деятельности. Творческая личность оказывается гораздо более самостоятельной и самодостаточной, нежели личность обычного наемного работника.

Как меняется театр с появлением новых технологий? Появляются ли новые способы передачи замысла режиссера и взаимодействия со зрителем?

С появлением новых технологий театр меняется в сторону зрелищности. Свойство визуальности театрального искусства используется в ущерб осмысленности, сопереживания у зрителя. С другой стороны, в качественном театре зрелищность способствует более быстрому и глубокому эмоциональному включению зрителя в театральное действо. С точки зрения уровня актерского мастерства новые визуальные технологии облегчают актерам профессиональную сценическую задачу.

Опишите усредненный портрет театрального зрителя

Культурный досуг – современный тренд. Преобладающий зритель – люди среднего и выше среднего уровня достатка. Они не стремятся глубоко вникать в тему, а больше потребляют театр, как продукт. Хотя эмоционально отзывчивы, но больше по причине посттеатрального ощущения собственной значимости при соприкосновении с чем-то особенным.

Можно ли считать театр конкурентной сферой с точки зрения борьбы за зрителя? Актеров? Режиссеров? Как победить в этой конкурентной борьбе?

Театр можно рассматривать конкурентной сферой с точки зрения борьбы за зрителя, так как наличие на афише известных и популярных фамилий актеров и режиссеров обеспечивает кассу театра.

Победе в конкурентной борьбе может способствовать:

  1. гибкость и динамизм репертуарной политики;
  2. «единоначалие» управляющих структур в лице главного режиссера и директора, усиливающее деловую мотивацию каждого;
  3. забота об актерах дает театру в целом их ответную энергию;
  4. талантливо организованная реклама театра;
  5. поддержка спонсоров в осуществлении емких, зрелищных проектов.
2016-10-06, Anny (обновлено 2016-10-10)