Алексей Серебренников о театре и бизнесе

Алексей Серебренников, художественный руководитель необычного театра «Миро Берасо», рассказал нам о типах театральных зрителей, особенностях театра как деятельности, а также о том, возможна ли прямая конкуренция в сфере искусства.

Существование театра возможно только при постоянной поддержке государства / иного спонсора или это вполне самостоятельный и доходный бизнес?

На сегодняшний день театр, имеющий свою площадку, свою постоянную труппу и технический состав, как самостоятельный и доходный бизнес, к сожалению, существовать не может. Доходными могут быть отдельные театральные постановки, антреприза, мюзиклы. Но это не театр, это всего лишь театральный проект. И то, не имеющий гарантий возврата инвестиций.

Некоторые камерные театры, пробуют содержать свою сцену и коллектив, но в какой-то момент сворачивают свою деятельность в рамках стационарного театра и переходят в разряд «странствующих». То есть театров, выступающих на арендуемых сценах, или на сценах клиентов-заказчиков.

Так, к примеру Театр Вкуса несколько лет содержал свою площадку, но, в конечном итоге сегодня это один из «странствующих» театров. По словам Юрия Макеева, организатора и художественного руководителя театра, в какой то момент аренда помещения просто сала съедать львиную долю дохода театра. Содержание театра стало невыгодным. Театр сегодня показывает свои представления по приглашению различных организаций и частных клиентов.

Так же работает Интерактивный образовательный Театр «Миро Берасо». Это тоже «странствующий» театр. Основной доход театра, — это выступления на частных, городских и муниципальных мероприятиях и праздниках. Но это разовые акции, а репертуар спектаклей театра рассчитан на развитие своего зрителя в процессе представлений. Развивающий компонент усиливается от посещения нескольких спектаклей.

И не смотря на то, что затратная часть на спектакли максимально ужата, стабильно зарабатывать с продажи билетов на сегодняшний день очень сложно. Театр всегда зависит от платежеспособности своего зрителя. И на сегодняшний день, далеко не каждый родитель готов купить билеты на несколько мироберасо-спектаклей, несмотря на уникальность и пользу представлений театра для развития детей.

Роман Вольфсон, создатель своего уникального кукольного театра, тоже «странствующий» художник сцены. Не смотря на то, что это театр одного актера и все спектакли играет он один, говорит, что это бизнесом назвать нельзя. Скорее это предпринимательство, которое способно прокормить. Безусловно это дело, которое может давать доход гораздо больший, нежели средняя зарплата по стране, но это не бизнес.

Ну и если говорить о задачах театра, то его основной задачей, пожалуй, не должна быть задача получения прибыли, как в бизнес организациях.

Посему, любой театр, для стабильного существования и плодотворной работы нуждается в финансовой поддержке государства, спонсоров или меценатов.

Какие особенности отличают театр от других сфер деятельности, если рассматривать его в качестве бизнеса?

Именно первым отличием от других сфер бизнеса и является назначение и задача театра. Если заглянуть в устав любого бизнес-предприятия, то там можно увидеть в первых строках приблизительно следующее: основная задача — получение прибыли. У театра задачи другие. Веселить, пробуждать желание в людях стать лучше, воспитывать, обучать, сеять чистое-доброе-светлое.

Вторая особенность театра от других сфер деятельности, это то, что его деятельность не является предметом первой необходимости.

На стабильный дохода театра имеет сильное влияние благосостояние страны и политическая ситуация в мире. С наступлением кризиса в стране, приходит кризис в театр. Особенно подвержены этому именно маленькие, камерные и малоизвестные театры.

И, если человек без еды жить не может, то без искусства у него жить очень получается.

Как меняется театр с появлением новых технологий? Появляются ли новые способы передачи замысла режиссера и взаимодействия со зрителем?

С появлением новых технологий, конечно, в театре появляется много возможностей эмоционального воздействия на зрителя. В основном это относится к визуальному и звуковому ряду.

И, конечно это позволяет режиссеру использовать гораздо больше приемов передачи замысла, нежели это было в театре прошлого века. Взять к примеру Театр Наций. Сегодня это современная сцена нового поколения с новейшим оборудованием. Возможности передачи информации и состояния зрителю колоссальные.

Но, что касается новых способов передачи замысла режиссера, здесь скорее можно говорить о новых инструментах. Все замыслы в театральных постановках передаются через органы чувств. В театре девятнадцатого века это были те же: слух, зрение, обоняние, осязание. Поэтому воздействие на них было доступно и раньше. Только в каких-то ситуациях было достаточно сложно реализовать художественный полет автора, из-за отсутствия инструментов.

К сожалению, бывает, что эти новые, технологически совершенные инструменты выдавливают жизнь из театральных постановок. И спектакли приобретают некую техногенность. Как и в кинематографе случается, режиссера уводит в сторону спецэффектов, за которыми пропадает смысл и идея пьесы, актерская игра.

Но для режиссера, который точно понимает, что он хочет сказать миру, новые технологии, безусловно, открывают широкие возможности реализации своих гениальных замыслов.

Опишите усредненный портрет театрального зрителя

Какого-то единого усредненного портрета зрителя, скорее всего, нет. Пожалуй, можно его попытаться описать для каждого отдельно взятого театра. И, скорее, правильно будет говорить не о портрете, а о типе зрителя. Мы здесь рассмотрим несколько типов зрителей посещающих взрослый репертуар.

Театральные фанаты «старой формации». Это люди, которые ходят в любые театры, на любые постановки. Предпочитают классику новым формам. Чаще всего им нравится все, что они сморят, поскольку не очень разбираются в тонкостях. Для них одно присутствие в храме искусства — уже удовольствие.

Продвинутые театралы. Это ряд людей, которые довольно хорошо разбираются в театре. Понимают толк в тонкостях актерской игры, разбираются в сценографии, ценят режиссерские решения. Ходят далеко не на все постановки и не на все спектакли. Часто они могут быть приверженцами каких-то конкретных театров, где пересматривают любимые спектакли не один раз.

Театрально ориентированная молодежь. Следит за модными течениями. Охотится за новыми, модными постановками. Часть из них хорошо разбирается в новых течениях и театральном языке, вторая часть учится этому у первой.

Фанаты звезд. Это люди, которые в основном посещают постановки с участием их любимых артистов «из телевизора». Их тоже не всегда интересует качество и тематика. Главное, чтобы в спектакле был задействован их любимец. Ну и здорово, если это будет смешно.

Фанаты низкого жанра. Это люди, которые ходят только на комедии.

Профи. Это люди из творческой среды. Киношники, театральные деятели. Ходят в театр редко. Точно знают куда идут, на что и почему. Чаще всего, это «пригласили коллеги на премьеру» или спектакль активно обсуждается в творческой среде. Очень сложный зритель, потому что слишком хорошо разбирается во всех тонкостях, и угодить ему достаточно сложно.

У детского репертуара свой зритель. Здесь чаще всего это мама, которая знакомит своего ребенка с миром искусства. Хочет подарить ему новые впечатления. Семьи в полном составе ходят в театр реже.

театр миро берасо постановка

Можно ли считать театр конкурентной сферой с точки зрения борьбы за зрителя? Актеров? Режиссеров? Как победить в этой конкурентной борьбе?

Учитывая то, что основной доход театры получаю от продажи билетов, то, конечно же, театры ищут пути привлечения зрительской аудитории. И прежде, чем утвердить пьесу к постановке, конечно, задается вопрос: «Пойдет зритель или не пойдет?». И чтобы он пришел, важно то, кто будет играть в спектакле и кто его будет ставить. Тут включаются в ход новые инструменты донесения режиссерского замысла до зрителя. Новые технологии, спецэффекты. Удивлять, удивлять и еще раз удивлять.

Существуют статусные театры, в которых с заполняемостью залов все в порядке, практически независимо от того, что там сегодня показывают. Им, конечно же, с одной стороны проще выживать. С другой стороны, зритель идет либо на актера, либо на автора. И здесь как раз встает вопрос с привлечением в театр того или иного актера или режиссера с именем. А это влечет за собой соответствующие гонорары. Если у театра есть возможность заключить договоры с актерами или режиссерами, которые сегодня пользуются популярностью, значит у театра больше шансов получить аншлаги.

В итоге конкуренция среди статусных театров — это, пожалуй спорная вещь. Скорее театры стремятся «держать марку».

О какой конкуренции можно говорить между МХАТом и Ленкомом? Это две творческие глыбы. Зачем им конкурировать? И те, и другие продают не картошку или колбасу, а билет на свидание с тонкими материями. Конкуренция ведь предполагает, что у кого-то эти материи должны быть тоньше или толще. А это уже очень субъективная оценка каждого отдельно взятого зрителя.

Конечно, важно стремление к различного плана театральным премиям мировых и отечественных фестивалей. А это значит, что нужны новые идеи, оригинальные режиссерские решения, талантливые исполнители.

И если театр стремится осуществить постановку, которая «громыхнет», то это скорее не конкуренция, а стремление к творческому самовыражению, которое, безусловно, должно привлечь зрителя и украсить лицо театра.

Если говорить о театрах малых форм, камерных театрах, то здесь скорее можно говорить о трех составляющих, если так можно сказать, конкурентной борьбы. Театры малых форм не могут позволить себе пригласить к участию актеров с большими гонорарами, именитых режиссеров. И тут конкуренции между собой в борьбе за зрителей даже, можно сказать нет.

Поскольку в камерных театрах в зале сорок, пятьдесят человек. Всем зрителей хватит. Главное, чтобы он узнал о тебе, заинтересовался и пришел. Есть просто внутренняя борьба за заполняемость зала. Для этого и важны эти три пункта:

  1. поиск интересных, оригинальных и бюджетно реализуемых идей;
  2. распространение о себе информации, поскольку именно узнаваемость в данном случае играет главную роль;
  3. стоимость билетов и отработка технологии продаж.

И, вообще, говорить о прямой конкуренции в искусстве сложно. Сегодня и в статусных театрах идут спектакли, где хочется спать с первых минут, а в антракте «бежать». А в малоизвестных камерных театрах бывают постановки, на которых побывать одно удовольствие.

Искусство — штука тонкая. Это всегда магия. Случилась магия — случилась победа. А может и с известными исполнителями и модными режиссерами случиться неудача. Возьмите хоть первую постановку «Чайки».

2016-10-10, Anny (обновлено 2016-10-11)