В наши руки попало исследование внутренних коммуникаций в крупных российских компаниях и представительствах международных корпораций, проведенное Moscow Consulting Group по направлениям ритейл, финансы, здравоохранение и консалтинг. И вот немного любопытной информации.
Внутренние коммуникации в российских компаниях можно разделить на три вида.
Базовый набор процессов — направлен на выполнение запросов бизнеса на организацию мероприятий и информирование сотрудников о ключевых событиях. При этом стратегия внутренних коммуникаций не формализована, а качестве оценки эффективности используются опросы удовлетворенности работой отдела и подсчет количества проведенных мероприятий/выпуска журналов за период.
Ключевой сервис — направлен на инициацию мероприятий для повышения вовлеченности персонала и развитие используемых каналов. Стратегия внутренней коммуникации формализована и является частью коммуникационной стратегии. Эффективность оценивается за счет проведения опросов удовлетворенности качеством отдельных каналов, подсчета индекса лояльности сотрудников к функции внутренней коммуникации и сбора пользовательской статистики по цифровым каналам.
Системообразующая функция — ставит перед собой задачи создания и реализации стратегических инициатив совместно с другими функциями, а также развития бренда работодателя как ключевого фактора для найма и повышения вовлеченности. В этом случае стратегия внутренних коммуникаций декомпозирована из стратегии компании. Эффективность оценивается с помощью сбора пользовательской статистики по цифровым каналам, проведения фокус-групп, оценки влияния отдельных каналов на уровень вовлеченности и индекса лояльности сотрудников, но уже к ключевым каналам и мероприятиям.
Об оценке эффективности внутренних коммуникаций следует подумать заранее, поскольку от этого будет зависеть объективность собственно оценки и дальнейшие действия компании. Например, сложности могут возникнуть при интерпретации ответов на вопросы опросника.
Наиболее эффективными инструментами внутренних коммуникаций в порядке убывания считаются:
Ведущими барьерами для развития внутренних коммуникаций являются непонимание руководством целей внутренних коммуникаций и недостаточность человеческих ресурсов для осуществления деятельности по внутренним коммуникациям