Внутренние коммуникации в российских компаниях

В наши руки попало исследование внутренних коммуникаций в  крупных российских компаниях и представительствах международных корпораций, проведенное Moscow Consulting Group по направлениям ритейл, финансы, здравоохранение и консалтинг. И вот немного любопытной информации.

Виды внутренних коммуникаций в компании

Внутренние коммуникации в российских компаниях можно разделить на три вида.

Базовый набор процессов — направлен на выполнение запросов бизнеса на организацию мероприятий и информирование сотрудников о ключевых событиях. При этом стратегия внутренних коммуникаций не формализована, а качестве оценки эффективности используются опросы удовлетворенности работой отдела и подсчет количества проведенных мероприятий/выпуска журналов за период.

Ключевой сервис — направлен на инициацию мероприятий для повышения вовлеченности персонала и развитие используемых каналов. Стратегия внутренней коммуникации формализована и является частью коммуникационной стратегии. Эффективность оценивается за счет проведения опросов удовлетворенности качеством отдельных каналов, подсчета индекса лояльности сотрудников к функции внутренней коммуникации и сбора пользовательской статистики по цифровым каналам.

Системообразующая функция — ставит перед собой задачи создания и реализации стратегических инициатив совместно с другими функциями, а также развития бренда работодателя как ключевого фактора для найма и повышения вовлеченности. В этом случае стратегия внутренних коммуникаций декомпозирована из стратегии компании. Эффективность оценивается с помощью сбора пользовательской статистики по цифровым каналам, проведения фокус-групп, оценки влияния отдельных каналов на уровень вовлеченности и индекса лояльности сотрудников, но уже к ключевым каналам и мероприятиям.

Оценка эффективности внутренних коммуникаций

Об оценке эффективности внутренних коммуникаций следует подумать заранее, поскольку от этого будет зависеть объективность собственно оценки и дальнейшие действия компании. Например, сложности могут возникнуть при интерпретации ответов на вопросы опросника.

Инструменты внутренних коммуникаций

Наиболее эффективными инструментами внутренних коммуникаций в порядке убывания считаются:

  1. встречи руководства с сотрудниками центрального офиса — во многих случаях это представлено возможностью прийти на личную встречу с руководством компании;
  2. встречи руководства с сотрудниками региональных отделений — в некоторых компаниях даже есть опыт привлечения политтехнологов для организации таких мероприятий;
  3. использование мессенджеров — следует отметить, что мессенджеры используются как для рабочей, так и для частной коммуникации;
  4. послы ценностей;
  5. рассылки — наибольшую эффективность показали истории сотрудников;
  6. интранет — в отдельных компаниях реализован инструмент, позволяющий  отправить любому сотруднику pop-­up сообщение на экран компьютер;
  7. развлекательные мероприятия и конкурсы;
  8. печатные издания — корпоративные издания в части компаний выглядят не просто как внутреннее издание, а как полноценный глянцевый журнал; проведение благотворительных мероприятий; использование корпоративного мобильного приложения для отправки персонализированного сообщения сотруднику;
  9. видео-контент, который в основном генерируется и публикуется во внутренней сети самими сотрудниками; социальные сети — возможно, некоторым компаниям будет полезно протестировать возможности Facebook at Work.

Ведущими  барьерами  для  развития  внутренних коммуникаций являются непонимание  руководством  целей внутренних коммуникаций и  недостаточность человеческих ресурсов  для  осуществления  деятельности  по  внутренним  коммуникациям

2017-04-11, Anny (обновлено 2017-04-11)