Различие PR-технологий в органах государственной власти в зависимости от уровня управления

Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что PR-структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR-структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером. На местном уровне в настоящее время довольно редко встречается полноценная, с четко определенными целями, задачами и функциями PR-структура, ее функцию обычно выполняют руководящие должностные лица и их заместители.

Более того, PR-структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным и тем более местным. Кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются PR-структуры федерального уровня — это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного или местного уровней.

Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерствами со СМИ, поскольку кто контролирует СМИ – то владеет миром или по крайней мере управляет ситуацией.

На федеральном уровне закон регулирует следующие аспекты взаимодействия органов государственного управления с масс-медиа:

  1. Аудио- и видеозапись. Пресс-службы федеральных органов ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента, заседаний СФ и ГД, Правительства РФ и его Президиума. Журналисты СМИ имеют право ознакомиться с записями и снять копии с них, кроме записей закрытых мероприятий.
  2. Обязательные программы. Государственные федеральные СМИ обязаны обеспечивать распространение обращений и заявлений Президента РФ, СФ и ГД, Правительства, вступление в должность Президента, открытие первых заседаний СФ, ГД, нового Правительства не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и радио каналу, не позднее чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий.
  3. Информационные программы. Государственные аудиовизуальные СМИ включают в информационные программы в обязательном порядке определенные законом сообщения о решениях и действиях, событиях.
  4. Информационно-просветительские программы. Государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир обзорные информационно-просветительские программы об итогах работы СФ и ГД, их комиссий и комитетов.
  5. Иные программы. При формировании программной политики СМИ должны предусматривать и иные публицистические, информационные, аналитические программы о работе федеральных органов.

Основными отличиями государственных органов федерального уровня являются наличие обязательных для распространения радио и теле программ, существование государственных федеральных СМИ, учредителями которых являются федеральные органы.

Основными направлениями деятельности пресс-служб федеральных органов власти являются:

  1. Производство информации для целевой аудитории и распространение ее по каналам СМИ (изготовление информационной продукции, подготовка собственных печатных, теле- и радиоматериалов, работа со СМИ на постоянной основе)
  2. Производство информации для специалистов и организаций, непосредственно связанных с данным ведомством в своей повседневной деятельности (информационные сборники, малотиражные, рассчитанные на узко специальную аудиторию газеты/журналы)
  3. Подготовка внутриведомственной информации, в том числе отслеживание в СМИ оценочной и другой информации о деятельности организации

Специфика субъектного уровня

Во многом организация работы PR-структур на субъектном уровне дублирует работу органов федерального уровня с различием в масштабах деятельности. Государственные органы субъектного уровня могут также являться учредителями государственных региональных СМИ. Помимо того, что работа государственных структур субъектного уровня урегулирована федеральными законодательными актами, она также регулируется и региональными законами и постановлениями.

Создание PR-отделов в законодательных и исполнительных органах субъектного уровня основывается на стадии развития субъекта, обладании необходимыми ресурсами, степенью поддержки центром и заинтересованностью общественности в функционировании подобной структуры.

Во многих регионах PR-отделы создаются лишь на периоды выборов. Специалисты отмечают тенденцию, состоящую в том, что региональные государственные органы более склонны к сотрудничеству с независимыми PR-агентствами, что объясняется краткосрочным характером целей, которые преследуются региональной властью.

Функционирование PR-службы на местном уровне

На уровне муниципального управления основной характеристикой работы по связям с общественностью является высокая степень ответственности местной власти перед жителями.

Государственная структура на местном уровне взаимодействуют со следующими целевыми аудиториями:

  1. Население: избиратели, налогоплательщики и клиенты
  2. Служащие
  3. Средства массовой информации
  4. Население

Вовлечение населения в реализацию государственных и местных программ на муниципальном уровне возможно посредством привлечения авторитетов и «взыванию» к личным предпочтениям и чувствам.

Реализуемая программа работ должна включать следующие необходимые составляющие, на которых базируется общая стратегия взаимодействия:

  • Участие. План должен отражать все существующие точки зрения на рассматриваемую проблему.
  • Информация. Распространяемая информация должна быть ясной и всеобъемлющей.
  • Определение проблемы. Проблема должна быть ясно определена, чтобы понимание у заинтересованных групп было одинаковым.
  • Образование. Участники программы должны иметь желание учиться и обучать.
  • Варианты действий. Должны быть выработаны различные варианты действий для рассмотрения участниками программы.
  • Консенсус. Должно быть общее согласие по поводу выработанного решения.
  • Реализация. Все участники должны способствовать реализации программы.

Встречи с населением как один из методов PR на местном уровне

Взаимоотношения между государственной организацией и населением можно условно разделить на три категории: рутинные, позитивные и внешние. Для каждой категории возможно создание плана взаимоотношений или даже стратегического плана действий.

Рутинные отношения являются результатом ежедневной работы государственного органа, например, решение вопросов неоплаты счетов за коммунальные услуги. Кроме того к рутинным можно отнести анализ писем и жалоб жителей

Позитивные отношения включают в себя функции государства обучать, поощрять и награждать различные группы населения. Например, награждение самого выдающегося человека в городе, различного рода конкурсы

Внешние взаимоотношения возникают, когда людей приглашают поучаствовать в работе государственной организации или дать рекомендации.

Также формой работы с населением, конечно, являются встречи (не только предвыборные): посещение производств, школ, различных общественных организаций и прочее.

Негативным аспектом данной формы встреч для властей является невозможность соблюдать, к примеру, повестку дня, так как мнение может возникнуть в процессе обсуждения проблемы. Более того, в подобных встречах не смогут принять участие все существующие группы населения.

Существуют и другие способы взаимодействия с населением, например, референдумы, доклады, заявления по TV, культурные мероприятия, связи с местными объединениями и ассоциациями и, конечно же, Интернет-возможности.

2014-06-26, Anny (обновлено 2016-03-05)