Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что PR-структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR-структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером. На местном уровне в настоящее время довольно редко встречается полноценная, с четко определенными целями, задачами и функциями PR-структура, ее функцию обычно выполняют руководящие должностные лица и их заместители.
Более того, PR-структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным и тем более местным. Кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются PR-структуры федерального уровня — это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного или местного уровней.
Государственные организации предпочитают находиться в отношениях стратегического партнерствами со СМИ, поскольку кто контролирует СМИ – то владеет миром или по крайней мере управляет ситуацией.
На федеральном уровне закон регулирует следующие аспекты взаимодействия органов государственного управления с масс-медиа:
Основными отличиями государственных органов федерального уровня являются наличие обязательных для распространения радио и теле программ, существование государственных федеральных СМИ, учредителями которых являются федеральные органы.
Основными направлениями деятельности пресс-служб федеральных органов власти являются:
Специфика субъектного уровня
Во многом организация работы PR-структур на субъектном уровне дублирует работу органов федерального уровня с различием в масштабах деятельности. Государственные органы субъектного уровня могут также являться учредителями государственных региональных СМИ. Помимо того, что работа государственных структур субъектного уровня урегулирована федеральными законодательными актами, она также регулируется и региональными законами и постановлениями.
Создание PR-отделов в законодательных и исполнительных органах субъектного уровня основывается на стадии развития субъекта, обладании необходимыми ресурсами, степенью поддержки центром и заинтересованностью общественности в функционировании подобной структуры.
Во многих регионах PR-отделы создаются лишь на периоды выборов. Специалисты отмечают тенденцию, состоящую в том, что региональные государственные органы более склонны к сотрудничеству с независимыми PR-агентствами, что объясняется краткосрочным характером целей, которые преследуются региональной властью.
Функционирование PR-службы на местном уровне
На уровне муниципального управления основной характеристикой работы по связям с общественностью является высокая степень ответственности местной власти перед жителями.
Государственная структура на местном уровне взаимодействуют со следующими целевыми аудиториями:
Вовлечение населения в реализацию государственных и местных программ на муниципальном уровне возможно посредством привлечения авторитетов и «взыванию» к личным предпочтениям и чувствам.
Реализуемая программа работ должна включать следующие необходимые составляющие, на которых базируется общая стратегия взаимодействия:
Встречи с населением как один из методов PR на местном уровне
Взаимоотношения между государственной организацией и населением можно условно разделить на три категории: рутинные, позитивные и внешние. Для каждой категории возможно создание плана взаимоотношений или даже стратегического плана действий.
Рутинные отношения являются результатом ежедневной работы государственного органа, например, решение вопросов неоплаты счетов за коммунальные услуги. Кроме того к рутинным можно отнести анализ писем и жалоб жителей
Позитивные отношения включают в себя функции государства обучать, поощрять и награждать различные группы населения. Например, награждение самого выдающегося человека в городе, различного рода конкурсы
Внешние взаимоотношения возникают, когда людей приглашают поучаствовать в работе государственной организации или дать рекомендации.
Также формой работы с населением, конечно, являются встречи (не только предвыборные): посещение производств, школ, различных общественных организаций и прочее.
Негативным аспектом данной формы встреч для властей является невозможность соблюдать, к примеру, повестку дня, так как мнение может возникнуть в процессе обсуждения проблемы. Более того, в подобных встречах не смогут принять участие все существующие группы населения.
Существуют и другие способы взаимодействия с населением, например, референдумы, доклады, заявления по TV, культурные мероприятия, связи с местными объединениями и ассоциациями и, конечно же, Интернет-возможности.