Манипулирование и способы подачи информации

У подавляющего большинства людей слово «манипуляция» вызывает негативные ассоциации, однако изначально (да и сейчас) в правильном смысле этого слова нет никаких оснований для формирования негативного к себе отношения.

Манипулирование информацией  - это процесс воздействия на общественное мнение и поведение для распределения его по различным каналам в нужном определенным политическим или общественным структурам направлении. Отрицательное отношение возникает тогда, когда «манипулятор» переходит этические границы, например:

  1. использует заведомо ложные цифры, факты. То есть напрямую нас обманывает.
  2. воздействует на подсознательные инстинкты. Это может проявляться во вставке скрытых кадров в кино, телепрограммах, играх и т.п.
  3. оскорбляет определенные лица или организации.
  4. дискредитирует товары и услуги.

люди пешки

На самом деле процесс манипулирования является цивилизованной игрой-конкуренцией по существующим в обществе правилам. Кроме того в «честной манипуляции» используются совершенно иные способы воздействия. О них и пойдет речь ниже.

Убеждение

В его основе лежит логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции человека.Убеждение может производиться с помощью следующих приемов:

  1. Фрагментарная подача информации, поскольку дробление информации придает ей видимость разносторонности и оперативности, дает возможность расставлять акценты, умалчивая и затемняя отдельные аспекты. Также может использоваться односторонняя аргументация. В конечном итоге это приводит к дезориентации слушателей, гасится интерес к информации.
  2. Ритуализация заключается в  показе официальных процедур, приемов, встреч, совещаний. Зритель ощущает важность момента, значимость происходящего, видит активные действия политических или общественных деятелей.
  3. Персонализация проявляется в акцентировании внимания не на смысле события, а на их носителях – авторитетных фигурах.

Ритуализация и персонализация как приемы не подразумевают раскрытие сути события, только показ внешнего проявления. Кроме того убеждающее воздействие оказывается более эффективным, если немного отвлечь внимание аудитории от содержания передаваемой информации. Таким образом, рассеивается возможность выдвинуть контраргументы.

Внушение

Подразумевает под собой способ передачи идей, недоказуемых с помощью логических посылок или представляющихся абсурдными с точки зрения здравого смысла.Слово и визуальный образ насыщены эмоциональным содержанием и как правило лишены рациональных аргументов. Приемы внушения:

  1. наклеивание ярлыков. Весьма распространенный прием, любимый многими журналистами. Используются различные сравнения, хорошо подобранные, яркие слова, представляющие характеристику. Как правило используется гиперболизация.
  2. свидетельство. Для создания определенного эмоциального настроя аудитории информация передается личностью, которую уважают или ненавидят в данной аудитории. То есть для любой аудитории: «хороший говорит хорошо — это хорошо»; но если «плохой говорит хорошо — значит плохо».
  3. «сияющее событие». Суть в том, что конкретная вещь называется обобщающим понятием с позитивной эмоциональной окраской. Главной целью выступает принятие и одобрение красиво преподнесенного явления. Вторым вариантом «сияющего события» можно рассматривать вложение нового смысла в устойчивые символы.
  4. создание непривлекательного ракурса. Используется на ТВ следующим образом: к вполне нормальному (нейтральному или даже положительному) видеоряду идут «неприятные» комментарии (по смыслу, по отношению автора сюжета, по интонации закадрового комментатора), а также акцентирование внимания именно на «отталкивающих» моментах.
  5. популизм, или игра в простонародность. Главной целью этого приема является создание у зрителей ассоциации личности коммуникатора и его идей с позитивными ценностями на основе «народности», принадлежности к «простым людям».

Также существуют и другие приемы в работе с информацией:

  1. Умолчание. Выгодная для нашей стороны информация остается в материале, а невыгодная изымается.
  2. Перестановка. Малозначимые, но необходимые информационному субъекту позиции выносятся в начало материала, а действительно значимые «задвигаются» в конец.
  3. Привлечение авторитетного посредника. Если заинтересованный в передаче определенной информации субъект не является авторитетным для данной целевой группы или воспринимается негативно, подыскивается авторитетный источник, передающий ту же самую информацию.
  4. Подгонка опросов и рейтингов. Подбирается и опрашивается такая совокупность людей, чье мнение работает на выполнение задачи.
  5. Подбор цитат. Цитаты предоставляются без комментариев, могут быть вырваны из контекста, в комплексе работают на результат.
  6. Эмоциональная подпитка. Использование эмоциональных материалов и оборотов в условиях нехватки конкретных фактов и цифр.
  7. Монтаж. Выбор из большого количества видеоматериалов таких, которые выставляли бы некоторый объект в невыгодном или, напротив, выгодном ракурсах.
2014-06-21, Anny (обновлено 2016-03-05)