Истории малого бизнеса. Варвара Лабутина (LeDiLe)

Варвара Лабутина рассказала нам о том, как появилась компания и откуда берется вдохновение у ювелиров.

Варвара Лабутина, соучредитель и арт-директор российской ювелирной чарм-компании LeDiLe

Когда я поступала в МАРХИ, мечтала о карьере архитектора, о том, как буду помогать восстанавливать памятники архитектуры и проектировать новые. Но уже на последних курсах, начиная понимать, насколько творчество зажато в бюрократические рамки, стала подыскивать себе другое поле для деятельности.

Так я решила войти в семейный ювелирный бизнес. Это очень женское, камерное дело, в котором результаты работы можно наблюдать сразу же, а полет фантазии не ограничен – любую идею можно воплотить в жизнь!

Поиск ниши занял не очень много времени. Дело в том, что у нас в семье до сих пор хранится серебряный чарм-браслет прабабушки. О чармах в то время мало кто знал, поэтому я оценила рынок и посчитала это направление перспективным.

Чармы — это маленькие тематические подвески на браслет из серебра 925 пробы. Это не просто украшение, а история жизни, собранная на руке. Такие браслеты были и у королевы Виктории, и у Элизабет Тейлор, и, даже у принцессы Дианы!

За рубежом почти в каждой стране существует несколько компаний, которые выпускают чармы. Они существуют там на протяжении десятилетий, каждая занимает свою узкую нишу. В России такого, к сожалению, нет. На сегодня LeDiLe является единственной компанией в нашей стране, которая специализируется на подобных ювелирных украшениях.

Мы открыли компанию в марте 2012 года, сейчас нам уже 4 года. За это время было создано более 30 коллекций и 1500 изделий: чармы, браслеты-основы, кольца, серьги и кулоны.

Когда открывались, заемные средства не использовали, только собственные семейные деньги. Никаких особых сложностей с юридической стороной вопроса оформления компании не возникло. В интернете можно найти всю подробную информацию о нужных документах, также можно зайти поинтересоваться в соответствующих органах или воспользоваться услугами профессиональных юристов, которые за небольшую плату оформят за вас всю необходимую документацию.

Зарегистрировали ИП и торговую марку, оформили свидетельство на производство и продажу ювелирных изделий, придумали название и начали работать!

Мы прекрасно понимали, что выходить на рынок нужно с ассортиментом, который заинтересует клиента. К официальному открытию было создано около 700 чармов, для этого мы не спали несколько ночей кряду. За первый год работы мы разработали 15 коллекций, в каждой около 10 чармов.

Первые модели были подсмотрены с бабушкиного чарм-браслета. Все чармы сделаны вручную, сходства добивались опытным путем. Затем пришло понимание, что раз мы – российская компания, нужно делать акцент именно на этом, чтобы выделиться среди конкурентов. Так родились коллекции по русским народным предметам, в которую вошли шапка-ушанка, лапти, кокошники, матрешка, самовар и даже русский пельмень и медведь! А ко дню рождения А.С. Пушкина была создана совершенно уникальная коллекция по его сказкам. Серебряная белочка с орешком-изумрудиком в золотой скорлупке, кот ученый, который гуляет по золотой цепи, золотая рыбка…

Изначально было решено придерживаться традиционного стиля винтажных классических чармов – серебро чернится и не родируется; все создается вручную, зачастую с включением «механики» — многие чармы подвижны, у велосипедика и детской коляски двигаются колесики, книжка открывается, а у мишки поднимаются лапки.

Сложность бизнеса состоит в достаточно долгой процедуре выпуска новой коллекции. Мы используем разные технологии при производстве чармов: первая — 3D-моделирование, вторая —ювелир сразу делает изделие из металла, и третий вариант — это работа по воску, когда дизайнер создаёт модель вручную. От эскиза до тираживания уходит где-то месяц, еще неделя – на опробование в Пробирной палате Российской Федерации.

Первые покупатели приходили из соцсетей: Livejournal, Faceebook, Вконтакте. Я веду свой блог в ЖЖ, где стараюсь показывать жизнь нашей компании «изнутри»: как создаются новые коллекции, в чем заключается сложность, делюсь последними новостями из мира ювелирных украшений.

Идей для новых коллекций море, планы выхода составляются на год. Это может быть все, что угодно: например, 20 марта вышла новая коллекция кожаных браслетов со знаками зодиака, а к 23 февраля – мужская коллекция в стиле стимпанк. Мы пробуем, экспериментируем со стилями и дизайном.

Когда мы только начинали, тематика чармов была невероятно популярна. Это стало для нашей компании настоящей удачей, ведь удалось практически сразу стать партнером конкурса «Мисс Россия!»

Однако сейчас шармы-бусины стали настолько популярны, что бывает очень сложно объяснить, в чем основное различие между подвесками и бусинами, и почему наша компания, вслед за иностранными марками, поднимает цены, несмотря на отечественное происхождение.

Во-первых, чармы и шармы — это одно и то же, просто первое – на английский манер, второе- на французский. Во-вторых, стоимость серебра и золота определяется на бирже и зависит от курса доллара.

Очень тщательно приходится следить за российским законодательством, в последнее время появилось много поправок касаемо ювелирных изделий, поэтому крайне важно всегда оставаться в курсе последних новостей.

Осенью 2013 года произошло закрытие Мастер-банка, в котором хранились все наши деньги на развитие бизнеса. Тогда был шок, стало непонятно, что делать дальше, для кого, а надо ли это вообще?

Сейчас уже удалось прийти в себя, заняться развитием. Мы сделали акцент не на сумасшедшие скидки, а на создание творческих уникальных коллекций украшений, которые помогли бы сделать этот мир чуточку лучше.

2016-03-23, Anny (обновлено 2016-04-05)