Функциональный принцип построения PR-отдела

Существуют различные принципы построения организации и её отделов. Они разнятся в зависимости от размеров компании, специфики деятельности, целей и задач и многих других критериев, приоритетных для руководства. В построении PR-департаментов в крупных компаниях зачастую используется функциональный принцип. Этот принцип, подход подразумевает деление одного большого департамента на несколько отделов, выполняющих различные функции и достигающих различных целей.

Какие же функциональные отделы чаще всего встречаются в крупных и средних компаниях, уделяющих внимание PR?

  1. Отдел по связям со средствами массовой информации — действительно трудно представить себе PR-подразделение, которое не контактирует со СМИ в том или ином масштабе. Этот отдел, как правило, выполняет классические функции по работе со СМИ: распространение информационных и имиждевых материалов в СМИ, работа с запросами журналистов целевых изданий, организация различного рода PR-событий и мероприятий для журналистов.
  2. Отдел маркетинговых коммуникаций — по сути можно сказать, что это отдел маркетинга, находящийся в подчинении PR-отдела. Здесь в зависимости от поставленных целей и задач организуют обеспечение коммуникативной и информационной поддержки во время вывода нового продукта/услуги на рынок, их продвижения, работа с товаром/услугой в течение всего его/ее жизненного цикла, работа с предпочтениями покупателей и воздействие на них и т.п.
  3. Отдел выставочной деятельности — сферы производства и оказания услуг зачастую имеют свои профессиональные выставки (как b2b, так и для b2c). Конечно, участникам выставок необходимо тщательно готовиться к ним, делать грамотные презентации товаров/услуг на этих выставках, продумывать программу мероприятий, прорабатывать акции, анализировать деятельность конкурентов, строить отношения с партнерами и т.п. Именно этим и занимается отдел выставочной деятельности.
  4. Отдел по работе с государственными учреждениями — этот отдел в том или ином проявлении встречается в крупных компаниях или организациях, оказывающих различные консалтинговые услуги в сфере PR. Главной целью отдела по работе с государственными учреждениями является установление наиболее выгодных и позитивных отношений между компанией и властью, лоббирование интересов компании, а также формирование комфортного климата и необходимого образа компании в глазах государственных структур.
  5. Отдел по работе с потребителями — в данном случае это не просто отдел, принимающий претензии и отзывы покупателей товара/услуги (хотя и не без этого). Этот отдел занимается анализом тенденций и изменений (как негативных, так и позитивных), происходящих в среде клиентов, а также тем, как эти изменения могут повлиять на компанию.
  6. Отдел корпоративных связей с общественностью — этот отдел занимается связями с общественностью внутри компании, формирует отношение сотрудников и их семей к компании посредством различных инструментов: корпоративная газета, внутренние мероприятия, рекрутинговые акции совместно с отделом кадров и пр.
  7. Аналитический отдел — этот отдел в рамках PR-подразделения занимается анализом внешней среды, оценкой эффективности проводимых мероприятий, а также подготовкой рекомендаций для корректировки PR-стратегии компании.

Очевидно, что здесь приведены не все потенциально возможные и необходимые отделы PR-департамента крупной компании. Более того, можно заметить, что нередко деятельность отделов частично дублируется, а также подразумевает работу как с отделами PR-департамента, так и в принципе с другими отделами компании.

По сути многие отделы PR-подразделения работают не для самих себя, а предоставляют информацию «наружу», т.е. тем отделам, эффективная работа которых зависит от этой информации.

В любом случае, необходимо понимать и помнить, что функциональный подход к построению как PR-подразделения, так и компании в целом не всегда оправдывает себя. Поэтому естественно при формировании структуры компании или подразделения следует начать все-таки с постановки целей, анализа возможностей и потребностей компании. Только после этого можно говорить о создании эффективной структуры компании или подразделения компании.

2014-07-29, Anny (обновлено 2016-03-05)