Письма сельского почтальона. Письмо одиннадцатое

Ты знаешь, я тут получил по почте подарок от старого своего коллеги — «Крест бесконечный», переписка Астафьева и Курбатова. Это, конечно, эпоха, я бы сказал, что в ней (прости за банальность), как в зеркале, был отражен наш век, вернее его вторая половина. И в ней, в этой книге, которую я сразу поставил к себе в шкаф среди книг по истории, есть, с моей точки зрения, ответ на главные вопросы современной России и ее «интеллигенции». И объяснение всего того, что произошло после войны и привело к окончательному «поражению». За 50 лет всего. Мне кажется, что два современных мыслителя, два честных, думающих, творческих человека, в своей переписке косвенно отразили главную беду современного русского человека — переделать лицо без Бога, без Вседержителя. Последние строки Астафьева оставленные им на письменном столе: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его бесконечно. Я ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание. Виктор Астафьев». Причем эта эпитафия оставлена жене, детям, внукам.

Когда человек приходит в этот мир — он юн, ничего еще не знает, не увязывает видимое с сутью, не понимает, что «не все то золото, что блестит» у него нет еще опыта с которым можно соотнести увиденное, но он полон энергии любопытства и самонадеянности. Он особенно не задумывается над тем, на что он тратит свои силы. И формулы которым он следует довольно просты. Но вот энергия уходит. Аккумуляторы садятся, свет все тусклее и на лампочках, и на приборах. «Во многия мудрости — многия печали». Приобретены опыт, знания, умение, понимание, а силы-то ушли. От того и печаль. Ты обрати внимание. Возьми любого писателя, хоть Чехова, хоть Дж. Лондона, да кого угодно. Сначала энергия через край и юмор, и полно силы, а потом все яснее и яснее, что мир каким был, таким и остался и останется до судного дня. Переделать его нельзя, в нем царствует диавол, и все потуги заканчиваются «Мартином Иденом». И в личной жизни все, как правило, не туда у тех, кто сам-то, без бога-то. Кто рассчитывает на свои силы-то.

Вот на этом-то и горит интеллигенция. Поговорить? Это, пожалуйста. За чайком, кофейком, сигареткой. Поделиться опытом, помочь ближнему (устроится) или накрутить друг друга и на «Пушкинскую» площадь, пошуметь. Декабристы тоже попались на эту удочку и выкатились на Сенатскую. На рывок, это мы...Как сказал мне некогда один немецкий оперный режиссер Вальтер Фильзенштайн: «Вы, русские, на ура, на рывок, можете сделать то, что ни один народ в мире не осилит. А вот упорно, методично создавать кропотливые вещи — это вам с трудом дается». Большая доля истины в этих словах есть. Позвать, развалить, да, на это у нас достаточно темного люду, это мы, пожалуйста. А вот созидать?.. Для этого нужно во- ждя-лидера, в которого народ поверит. Именно поверит. В «Иване Сусанине» Собинин говорит: «Силы-то есть у нас! Да кто нас соберет, мы бы тогда все бы сделали...» — и появляются Минин и Пожарский.

Всегда, даже стадо баранов, вокруг козла-вожака собирается и делает такое...(я в одном фильме видел), что и представить трудно. Бараны! Нас призывают работать лучше, зарабатывать больше. А помнишь в «Белом солнце пустыни» Луспекаев около корыта с черной икрой спит. Русский человек, ему идея нужна, «за державу обидно» должно стать. Мы лжем сами себе.

Сейчас большинство, хоть и не говорит этого, но ищет ту прорубь, в которой щуку ту поймать, любой ценой и чтоб легче... «По щучьему велению по моему хотению...» Эх!!! Вот идея. Вот лозунг! После нас хоть потоп! Грабь, т. е. меньше работы, больше денег! А способов — море, народ наш изобретателен. Жизнь, история ничему нас не учат. Не хотим мы на камне ВЕРЫ стоять, все на песке водружаем. Здесь и только здесь все ответы на все вопросы. ВЕРА! ВЕРА! Она взращивает совесть, укрепляет и чистит душу. Дает человеку стержень в его жизни.

Помнишь? К спасителю обратился молодой богатый человек с вопросом, что делать? — «Раздай свое имение и иди за мной». И юноша затерялся в толпе. Где сокровище, там и сердце. Вдова-то последнюю копейку отдала, а фарисеи с барского плеча излишки Богу. Храмы-то растут как грибы, а кто в них ходить будет? Опять не с того конца. Наши далекие предай в поле молились. Храмы есть, молитвы нет! Вот как веру-то вернуть?

Засучить рукава, да детей спасать, увлечь их на путь веры, соотнести в душах их мирское и горнее, объяснить им основные ценности. А для этого себя-то надо забыть, и кропотливо растить будущее нашей Родины. Взрослых не переделать. Это только Господь может...

И все эти нерусские программы, они ничего не дадут. Ну, будет у всех икра и ананасы, а дальше что? Наши политики, как глухари на току, экономика, малый бизнес, менталитет и т.д. А народ-то... «безмолвствует». Народ, а не тоненькая городская прослойка. У нас в деревне как? Привезли бюллетени — опустим, не привезли — ну и... Сам понимаешь, дел и так по горло. Народу на эти выборы... сам понимаешь. Он послушный народ-то. Он пойдет на всякий случай, а не трогали, он и не ходил бы. У него своих забот хватает, ему жить надо, семью кормить, скотину. Ему эти все политики только нервы мотают. Сколько ж их там наверху набилось, никакая счетная палата не сосчитает! И всех их надо прокормить. Я так думаю, иногда, вот в Москве утром 10-12 миллионов в туалет сходят, сколько ж полей можно удобрить под картошку и им же продать...

Шаляпин писал в своих дневниках: «... с весной Русь приходила в движение. Начиналось паломничество, странничество, тысячи людей брали посох и трогались в путь по России от монастыря к монастырю...» Шмелев описывает, как шли в Лавру на богомолье тысячи людей и в деревнях по пути всегда было место для ночлега, самовар и т.д. И странники несли с собой впечатления от богомолья, о святых... А что они сейчас понесли бы? Какой дух? И человек, который несет в душе своей веру, никогда бы не написал таких строчек в конце своей жизни, как написал Виктор Астафьев. Эти строчки, есть показатель падения духа человеческого и отсутствие веры в Промысел Божий. Перечеркнул *свою жизнь. И без этого давно сказано апостолом: «мир лежит во зле, он лежал и будет лежать до судного дня». Самая большая ловушка диавола, — увлечь лучшую часть народа на борьбу за счастье, за лучшую жизнь людей на земле.

А борьба-то эта начинается в душе человека очисткой той канализации, которую она из себя представляет, а заливать ее французским одеколоном пустое дело, одеколон выветривается и пахнуть будет тем, что есть. Что есть вопрос вопросов для женщины — материнство!!! «Вот я и дети мои» — это ответ перед Богом. Это ее высшая цель на земле — воспитывать детей, а, не бросив их в общественные «конюшни», бегать по митингам и заседать в думах. Печален их конец. И нет здесь исключения. Да, воспитывать труднее, чем суетиться и выступать. Крест вообще нести труднее, чем советовать, как это делать. Но, пока гром не грянет, мужик что? — не перекрестится... Хотя куда еще громче греметь-то?..

Твой Д.В.А. июнь 2003

2016-05-21, Anny (обновлено 2017-04-12)