Отзыв о спектакле «Оркестр» (реж. Лев Эренбург)

Папа подарил нам два билета на 18 октября на спектакль «Оркестр» Небольшого драматического театра по пьесе Жана Ануя (режиссер Лев Эренбург), желая дать нам возможность приятно провести вечер. Площадка, где показывали спектакль — КЦ «Москвич». Эта постановка была выбрана потому, что билетный оператор (сервис по продаже билетов) по телефону уверил его, что постановка хороша и в интернете отличные отзывы. Что из этого вышло, читайте далее.

В этом спектакле есть всё для того, чтобы стать успешным: признание критиков, небезызвестный режиссер, умелые актеры, много музыки, мало текста, переплетение судеб, геи (для толерантности, видимо), самоубийство, вырезанная печень, «мочеиспускание», отхождение околоплодных вод, болтание соплёй, крики, немного мата и, конечно, любовная линия... И всё это под ритмы чардаша!

Реакция зрителей на первый акт постановки «Оркестр» по пьесе Жана Ануя

Первый акт спектакля отсеял большинство «не смыслящих ничего» в театральной жизни зрителей (ну конечно, они ж наверняка пришли на мероприятие по «профсоюзным» билетам — чернь, одним словом).

Лично у меня желание встать и уйти появилось в первые пять минут действа — когда герой по имени Маню орал на (кажется) французском, потом изысканно тряс бутафорной соплей и мастерски вырезал себе печень (или что это было?).

Далее желание уйти со спектакля возникало раз в 3-5 минут — настолько много было крика, пошлятины, шуток ниже пояса... Первые смельчаки, которые не жалели своих соседей по ряду и денег, потраченных на билет, ушли из зала, когда на сцене разыгрывалась бытовая сцена ссоры между педерастами. Один из них (ну из актеров, конечно, не знаю, какая у него ориентация) в конце сценки явил миру свою попу (ну и был вообще голый, честно говоря. Благо, что передом не повернулся).

Меня же в зале задержали стоимость билетов, зрители-соседи, которым я могла помешать своим уходом, и просыпающееся чувство сенсации наряду с журналистским интересом — ведь это тот самый спектакль, который есть в истории каждого театрала, когда хочется плеваться и кидать помидоры на сцену...

В течение первого акта всё больше людей выражало своё отношение к постановке и просто уходило. Ну а как ещё выразить своё мнение относительно происходящего, когда ты находишься не на базаре, а в театре? К антракту зал покинуло около четверти зрителей. К слову театрально-концертный зал КЦ «Москвич» вмещает 1074 человека (информация с официального сайта площадки).

Думаю, нужно сказать еще и о том, что на постановку пришли множество людей среднего и старшего возраста (рядом с нами сидела милейшая пожилая парочка; он предлагал уйти ей раньше, а ей было жалко стоимости билетов, но во время очередной сцены с педерастами она не выдержала: «Опять эти пи..ры!» — и пожилая интеллигентная пара удалилась). А одна девушка догадалась привести на спектакль свою дочь лет 6-8 (хотя тут есть оправдание — на билетах маркировка 18+, хвала законам!).

И всё-таки нельзя не отметить: спектакль хорош тем, что даёт возможность пересесть поближе к сцене, если вы остаетесь на вторую часть. Нам второй акт удалось посмотреть с третьего ряда. Как минимум 2/3 зрителей покинули постановку во время антракта.

Соответственно, к началу второго акта в зале осталось не более 1/3 зрителей (математический подсчет говорит, что это около 300 человек, но в момент нахождения в зале казалось, что не более 100-150 человек).

Реакция зрителей на второй акт спектакля «Оркестр» Небольшого драматического театра

На вторую часть остались самые стойкие — психологические садо-мазохисты, фанаты актеров, любители режиссера и просто циники по жизни, наверно.

Тем не менее во втором акте было гораздо меньше пошлости (кроме сцен с геями и очаровательной героини Сюзанны в чулках, боди и подтяжечках — но как она была хороша со своим шпагатом!).

Первый акт настолько разочаровал меня, сбил все мои ожидания, что во втором я уже была лишена вообще каких-либо ожиданий. Я всё-таки далеко не критик и не заядлый театрал, и у меня произошла резкая смена настроения (гипноз или НЛП в действии, наверно). Я решила представить, что читаю книгу (пьеса-то мной перед спектаклем прочитана не была), долго и с интересом, и каждый герой вызывает у меня сочувствие...

И сопереживание героям появилось — у них разные истории, желания, судьбы, мечты... И эти бытовые сцены, и запутанные отношения, и переживания...

Танец с парализованной женой; встреча с любовницей с подсчетом минут; переживания педерастов о том, что если они возьмут мальчика, он будет любить женщин; желание косой старой девы выйти замуж; страдания жены русского мужика от побоев и того, что отдала ребенка в деревню...

Интересная находка в виде интерактива со зрителем в конце подбодрила, наверно, не только и не столько актеров, сколько самих зрителей...

На мой взгляд, первую часть можно сравнить с «Черным квадратом» К. Малевича — «профи» восторгаются, коллекционеры готовы платить большие деньги, а подавляющее «необразованное» большинство видит просто квадрат черного цвета, который может нарисовать каждый (по крайней мере, по линеечке и фломастером).

Вторая же часть меня тронула, в некоторых моментах даже были слезы, в конце аплодировала (как, собственно, и весь зал за исключением нескольких человек — вот и нашлась целевая аудитория). И вторую часть, по моим ощущениям, можно сравнить с произведениями Ремарка: безысходность, но при этом жизнь, бытовуха и мечты о лучшем, послевоенное время и скрытые мотивы...

Вторая часть ощущается чище и предпочтительней первой. То ли потому, что отброшены все ожидания. То ли потому, что мозг наконец разрешает окунуться в атмосферу и прочувствовать героев. А может, и потому, что пряник слаще после кнута.

Стоит ли идти на спектакль «Оркестр» Льва Эренбурга

Могу ли я порекомендовать этот спектакль? Нет, не могу. Вероятность от 60% и выше, что вы уйдете с первого акта, будете плеваться и жалеть о трате своего времени и денег. Если вы хотите почувствовать злость, отвращение, презрение, раздражение — смотрите, но будьте готовы к тому, что до позитивных эмоций вы можете не досидеть, да и не факт, что они у вас появятся. Если же вам нужно эстетическое удовольствие, а не «американские горки» на ваших нервах и эмоциях — лучше идите на классические постановки.

Возможно, такие постановки нужны именно критикам, режиссерам, актерам и тем зрителям, которые уже наелись постановок по классическим произведениям. Наверно, большинству лучше для начала прочитать пьесу, ознакомиться с подходом Небольшого драматического театра к созданию постановок, то есть прийти подготовленными. Или даже посмотреть запись спектакля от 2002 года.

По мнению большинства зрителей это было: «Пошло. Нагло. Гадко. Безвкусно. Безнравственно. П...дец. Перебор. Мерзость. Деградация. Чернуха...» Есть мнение, что если убрать из постановки провокацию — получилось бы весьма ниже среднего...

Думаю, что если бы люди могли вернуть себе деньги за билеты, режиссеры относились бы к постановкам гораздо осторожнее и заранее обязательно всеми возможными способами предупреждали бы зрителей о возможных «неприятных» моментах спектаклей.

Конечно, и большинство может ошибаться и не понимать «настоящее искусство», но... Это был вторник, вечер рабочего дня. Люди надеялись культурно обогатиться, получить эстетическое удовольствие, заплатили за это деньги и выкроили время...

Каких глобальных последствий после просмотра спектакля можно ожидать? Окно Овертона в действии, развитие эмоционального садо-мазохизма, когда хочется уйти, потому что по ощущениям тебя поливают помоями, а ты ждешь чего-то и сидишь до конца, желая «подглядеть в замочную скважину» (хотя весь театр, литература и кино глобально таковыми и являются).

Итог: легко внушаемую особу во мне спектакль впечатлил, благодаря «американским горкам эмоций», а морализатор во мне рад, что большинство зрителей покинули зал. Несказанно радует, что люди ходят в театр за положительными эмоциями, как в храм искусства и красоты. А всякой дряни многим пока и в жизни хватает, поэтому смотреть на это на сцене театра хочется далеко не всем.

2016-10-20, Anny (обновлено 2016-10-22)