Новый закон Об образовании, или «дурдом» в общеобразовательных учреждениях

Относительно недавно в силу вступил новый федеральный закон Об образовании в Российской Федерации.

Конечно, эта статья не будет обсуждать весь закон (а он достаточно объемный в текстовом эквиваленте); статья в основном направлена на рассмотрение самых «интересных» моментов, касающихся людей с ОВЗ.

Что же такого захватывающего в этом прекрасном законе Об образовании?

В одной из предыдущих статей я рассказывала о видах коррекционных школ (всего восемь). Так вот, такое понятие как специальная (коррекционная) школа к 1 январю 2016 года вообще ликвидируется, и все школы становятся общеобразовательными (статья 23 нового закона). Единственное, что может себе позволить школа, имеющая детей с особенностями развития, — использовать «наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности» (статья 23, п.6). Честно говоря, я очень плохо представляю, как это все должно смотреться. Видимо, этим уже будет заниматься администрация округов.

Образованию лиц с ОВЗ  посвящена статья 42 закона «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации». По всем законам психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей или законных представителей (то есть даже если эта помощь реально нужна, не факт, что родители согласятся её предоставить). Кроме того, родители имеют право

«присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей».

Таким образом, приходит мама с ребенком на ПМПК, там сидят специалисты, которые имеют образование, опыт, объективную точку зрения, обследуют ребенка; допустим, выносят не очень обнадеживающий приговор, пытаются направить такого ребенка в соответствующее учреждение, чтобы ребенок получил образование, доступное ему, на что мама вполне может заявить, что она не согласна с этими специалистами и решит отдать ребенка в самую обыкновенную массовую школу. Может-может, и никто не имеет права ей отказать. Вопрос состоит только в том, будет ли ребенку от этого маминого решения лучше? Как мы все знаем, люди учатся на своих ошибках. Только чего будут стоить эти ошибки ребенку?..

Но самое важное, относительно обучающихся с ОВЗ, затрагивается в статье 79 закона Об образовании.

Чёрным по белому написано, что:

«содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой».

Получается, приходит в общеобразовательную (массовую) школу ребенок с ОВЗ и для него нужна адаптированная программа? Интересно, наверно, учителю будет вести документацию…

Читаем дальше… пункт 5 статья та же, 79:

«Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Мне нравится этот термин «отдельные организации»… Отдельные от чего, интересно? От здравого смысла? Получается, раньше были специальные (коррекционные) школы, станут они все общеобразовательными, но при этом как бы «отдельными»? Прекрасно…

А давайте вообще подумаем над термином «общеобразовательная школа». По закону получается, что все школы уравниваются как бы между собой, предоставляя, исходя из выше упомянутого термина, общее образование. По такой логике любой родитель может привести своего ребенка в любую школу. И вот мы пришли к пресловутой интеграции и инклюзии.

Вообще, читая закон, так или иначе натыкаешься на общую мысль об объединении детей, их общем обучении и воспитании. Опять же, в статье про интеграцию я уже об этом всем писала, так что не буду повторяться. Прекрасно это все, конечно, но это же дурдом!.. Хотя пункты статьи 79 (где говорится о том, что будут создаваться специальные условия для таких детей, что будут бесплатные учебники и пособия, что учителей будут подготавливать для работы с такими детьми) обнадеживают, но зная нашу страну и исполнительную сторону законодательства, не сильно во все это верится.

Смысловой итог: все прекрасно, все дети будут учиться вместе, для этого все будет продумано и предусмотрено. Ну-ну…

А что еще «интересного» коснется всех без исключения школ? Все организации, осуществляющие образовательную деятельность становятся (а многие уже стали) открытыми и «прозрачными». Что это значит? Это значит, что любой «дурак» может прийти в любую школу и попросить показать документы, программы, может зайти в любой класс и оценить работу педагога и администрации. Я, конечно, утрирую, но учитывая, что все школы уже давно должны иметь свои сайты, электронные ресурсы и другие дополнения, которые нам преподносит виртуальная сеть, причем в открытом доступе, все это вполне похоже на правду.

В статье 95, пункт 1 читаем:

«Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках»

И далее в пункте 4:

«Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах».

Вот вам «прозрачность». Да и появление «дураков», которые захотят что-то проверить, не такая уж фантастика.

А статья 97 так и называется «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования».

Не подумайте, что я против открытости. По-моему, это очень даже правильно: родители, законные опекуны должны знать, что происходит в школе, где учится их ребенок, и чем больше знает, тем лучше. Но излишняя открытость может и повредить. Особенно это касается всяческих проверок, которыми терроризируют все государственные учреждения. Ведь такая проверка может прийти в школу и сказать: «А почему у вас такого и такого в открытом доступе нет? Прячете? Небось, что-то не по закону?» И закрыть к чертям такую школу. Я опять преувеличиваю. Но почему бы и нет? Придирки при проверках бывают и более неадекватными.

Ну и, конечно, не забываем, что все школы должны иметь технически подкованных специалистов, которые прекрасно разбираются в ИКТ, разрабатывают инновационные методы образования, воспитания, а заодно и коррекции.

Прекрасная модель образования выстраивается в голове, когда думаешь обо всем этом, можно сказать фантастическая. Но в том то и дело, что живем мы не в выдуманном мире, а вполне реальном, поэтому хочется побольше реальности, чего в новом законе об образовании, увы, нет (по крайней мере, пока). От всей души надеюсь, что дальше будет лучше…

2014-06-17, Katrin Maksimova (обновлено 2016-11-29)