Медиаобразование

Медиаобразование – направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации.

Основные задачи медиаобразования

  • подготовка нового поколения к правильному восприятию и пониманию различной информации, окружающей людей в современном мире в огромном количестве
  • выработка умения осознавать последствия воздействия информации на психику
  • овладевание способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств

На данный момент в мире не существует единой теоретической концепции медиаобразования. 

7 основных концепций медиаобразования

  • инъекционная («защитная», «протекционистская», «прививочная»)
  • медиаобразование как источник «удовлетворения потребностей» аудитории
  • практическая теория медиаобразования
  • медиаобразование как способ формирования критического мышления
  • марксистская теория медиаобразования
  • семиотическая теория медиаобразования
  • культурологическая теория медиаобразования

К сожалению, ни одна из этих теорий не отражает полностью, на мой взгляд, назначение и не достигает цели медиаобразования в общем.

По моему мнению, медиаобразование необходимо вводить в педагогический процесс еще со средней школы. Там медиаобразование может рассматриваться с точки зрения практической  теории. Ведь в настоящее время дети проявляют большой интерес к всевозможным техническим и технологическим новинкам, а также пытаются разнообразить свою жизнь, снимая фото- или видеоизображения. Так почему не дать им возможность приобрести полезные практические навыки и заодно проявить себя?

В старших классах медиаобразование может преподаваться уже с других позиций. В этом возрасте подростки начинают более сознательно относиться к жизни. Как раз в это время педагоги смогут объяснить подрастающему поколению положительные и отрицательные стороны медиа; помочь детям понять разницу между вымыслом и реальностью и суметь извлечь из этого наибольшую пользу (источник «удовлетворения потребностей» и инъекционная). Но чтобы это сделать, необходимо понимать манипуляционные приемы медиа, быть наготове, относиться к поступающей информации критично (способ формирования «критического мышления»).

Критично относиться к поступающей информации поможет только умение правильно понимать смысл сообщения медиа. Реклама, телевидение, кино, печатные СМИ зачастую скрывают истинный смысл, поэтому необходимо уметь декодировать текст, уметь описать его и связанные с ним ассоциации, учитывать особенности языка. По этой причине отбрасывать семиотическую теорию не стоит, даже не смотря на ее схожесть с теорией медаиобразования как способа формирования критического мышления.

С ней кстати имеет сходство и другая теория – марксистская. Конечно, в наше время уже нет такого сильного деления на коммунистические и буржуазные страны. По этой причине сейчас ее рассматривают как защиту от экспансии американской массовой культуры для малых народов, небольших стран. Это верный подход для сохранения традиций, обычаев, правил и национального менталитета в целом.

Влияние медиа в современном мире чрезвычайно велико. Информация и ее контроль приносят власть над умами, как в предыдущие века литература, живопись, скульптура и архитектура. Она пугает, заставляет удивляться, дает пищу для размышлений… Вряд ли медиа можно назвать искусством, но это неотъемлемая часть современной культуры, а это значит, что медиа обогащают восприятие и знания аудитории (культурологическая теория).

Хотим мы того или нет, медиа окружают нас повсюду и от постоянного потока информации не скрыться. Пусть наше общество пока еще не вполне можно назвать информационным, но предупрежден – значит вооружен. Информация носит и положительный, и отрицательный характер, дает нам новые знания, но может убить нашу культуру, запудрив нам мозги ложными ценностями или просто дезориентировав нас своей огромной массой… Именно чтобы этого не произошло необходимо медиаобразование с разных подходов, только в этом случае оно наиболее целостно.

Образованный человек и отличается от необразованного тем, что может посмотреть на любую ситуацию с разных сторон и уже в целом проанализировать ее. Образованным быть приятно и полезно, а медиаобразованным – и приятно, и полезно, и современно, и, в конце концов, просто необходимо.

2013-08-06, Anny (обновлено 2016-10-07)