Как сделать интересное интервью

Сравнительно недавно в мои руки попала книга Евгения Криницына «Акулы интервью», где наиболее знаменитые журналисты-интервьюеры России  - А. Венедиктов, С. Кучер, Н. Сванидзе, А. Максимов, А. Гурнов, В. Соловьев, Т. Канделаки, В. Познер, Д. Губин, А. Ванденко, Ю.Латынина — делятся своим опытом, рассказывают свои фишки и обозначают свой подход к интервью как журналистской деятельности.

Лично мне книга показалась чрезвычайно интересной и полезной. Рекомендую прочитать ее всем журналистам, интервьюерам и просто любителям писательского (да и телевизионного) мастерства. А сейчас список интересных советов журналистам из этой книги (естественно, он неполный) — как сделать хорошее интервью, как подготовиться к интервью и какие моменты следует учитывать:

  1. Читать последние 7-10 интервью интервьюируемого
  2. Иметь не список вопросов, а список тем
  3. Задавать вопросы, которые интересны тебе
  4. Учитывать, какова цель интервью: информация (факты, мнение/отношение), человек, удовольствие; цитируемость и/или интересность
  5. Важность первого вопроса (умение задать необычный вопрос для разрядки атмосферы)
  6. Если хочешь размазать человека, должен быть не один вопрос, а комплекс, и тут же важно работать не над вопросами, а над ответами
  7. Не иметь неформальных отношений с интервьюируемым (особенно из политики), поскольку пропадает возможность задавать острые вопросы (могут испортиться отношения)
  8. Знать основные вехи жизни интервьюируемого
  9. Задавать один и тот же вопрос несколько раз, переформулировывая, если ответ на него получить принципиально важно
  10. Если это радио- или телеэфир — работать с вопросами аудитории (другие темы, другие вопросы от аудитории, чем при самостоятельной подготовке + возможность задать острый вопрос не от своего имени)
  11. Видеть в интервьюируемом человека
  12. Соблюдать договоренности — наличие/отсутствие монтажа, задавание/незадавание вопросов
  13. Найти контакт — либо получить ответ, либо аргументацию, почему не хочет отвечать
  14. Когда ты берешь интервью, тебя как бы не должно быть. Не самолюбоваться. Быть проводником между аудиторией и собеседником. Стараться быть беспристрастным, посто зеркалом, отражателем собеседника
  15. peoples.ru — сайт для сбора предварительной информации при подготовке к интервью по персоне/компании
  16. Завершение интервью той темой, которой начали — возникает ощущение завершенности диалога, зацикленность
  17. Для перехода между темами можно использовать «слова-мостики» — к слову, кстати и тп
  18. Возможность встретиться с тем, с кем в обычной жизни не встретишься. Но при этом несешь ответственность перед своим читателем, редакцией, поэтому даже перед «звездным» собеседником тушеваться не нужно
  19. Чтобы получить от собеседника больше информации, не нужно по окончании ответа сразу задавать следующий вопрос. Сделайте паузу и, возможно, человек скажет что-то еще, более интересное, глубокое, сенсационное
  20. Подготовка важна, но еще более важен интерес к спикеру
  21. Концовка должна быть идеальной. Концовка разговора и концовка публикации это разные вещи. Концовку надо шлифовать

И для ознакомления предлагаю отрывок из книги. Часть истории об интервью Андрея Ванденко с Евгенией Симоновой — показательный пример о том, как нужно оттачивать концовку интервью.

Мы начинали разговор с того, что 9 мая Первый канал показал фильм «В бой идут одни старики» в цвете. Я спрашиваю: «Как вам разукрашенные «Старики» и ваша Маша?» Евгения Павловна говорит: «По версии авторов идеи, режиссеру Леониду Быкову не хватило денег на цветной фильм, поэтому он снимал его черно-белым. А я знаю другое: он сознательно делал черно-белое кино, поскольку хотел приблизить его к военным хроникам». Заканчиваем разговор тоже темой кино. Симонова говорит: «Я редко сейчас снимаюсь, практически всегда отказываюсь от предложений». Я уточняю: «Если только не муж просит...» Она: «Да, Андрей вернул меня в кино», — и называет работы, в которых снялась. Последним называет сериал Андрея Эшпая «Иван Грозный». Мне нужен мостик для завершения, поэтому я говорю: ««Иван Грозный» похож на семейный подряд: музыку писал Эшпай-старший, фильм снимал Эшпай-младший, играете в картине вы и ваша дочь». Евгения Павловна отвечает: «Не считаю, что семейственность — зло. Если каждый человек на своем месте — это хорошо». Я зацикливаю беседу фразой-вопросом: «Значит, полагаете, лучше снимать новое кино, чем раскрашивать старое?» Симонова говорит: «Пожалуй. Но вы упустили ключевое слово. Лучше снимать новое хорошее кино».

2016-01-24, Anny (обновлено 2016-02-01)