Детство в радость

До сих пор не могу понять, детство — это счастливая пора игр, радости, веселья и беззаботности или же своеобразный труд? Да, да, именно это слово я и имела в виду. Тяжело ли быть ребенком? Мы, взрослые, часто утверждаем: ах, да быть маленьким просто замечательно — ни забот тебе, ни хлопот, играй и наслаждайся. Так? Я частенько употребляю эту фразу в порыве усталости от бесконечных взрослых дел.

Предлагаю разобраться, так ли это на самом деле? Какой ценой дается человеку детство?

Хочу поговорить о сложном переходном возрасте ребенка. Речь пойдет о семилетках. Как ни странно, этот период можно поставить если не в один ряд с 13-15летним кошмаром, то очень близко. Кстати, лично свои четырнадцать я прошла вполне спокойно и дружелюбно.

Я не психолог и не берусь лезть в глубокие пещеры и лазы семилетней души, но хочу высказать своё мнение, основанное на наблюдениях. И своем, опять же, опыте.

Итак, что же сложного и тяжелого я вижу в жизни современного первоклассника?

Школа

Школа, на мой взгляд не имеет большого значения в переломном моменте. Да, у человека наступает новый этап, но большинство детей этому рады, как ни странно. Ребёнок принимает этот факт как очередной период взросления, считает себя окончательно взрослым и самостоятельным. При этом же школа рассматривается глазами ребенка как своеобразное место для игр, новых знакомств, дружбы. И этом он прав.

Чрезмерная загруженность

Другое дело: чрезмерная загруженность. И я вовсе не школьную программу хочу обвинить. На мой взгляд, она находится на должном уровне и вполне сбалансированна. Например, занятия для детей проходят практически на игровом уровне, лояльно, оценки ныне в первом классе не предусмотрены, уроки по 35 минут, учебники и рабочие тетради выглядят как интересные познавательные журналы (но мы то знаем, что это завуалированные задания). Да, ребёнок не рад домашнему заданию (которое, кстати, официально и не должны задавать первокласснику). Ну а кто из взрослых особо счастлив, забирая недоделанную работу на дом?

чрезмерная загруженность у детей

Меня, если честно, поражает то, что родители искусственно создают ребенку излишнюю нагрузку. Например, зачем семилетнему ребёнку кембриджский английский? Наряду с тем, что он посещает секцию каратэ, а также кружок по шахматам, рисованию, танцам и чуть ли не авиаконструирования. И это всё после основных занятий в школе. Причём, удивляет, что родители таких маленьких универсалов активно сетуют как раз на школьную программу.

Понять позицию родителя: подготовка чада к взрослой жизни? Мол, станешь большим так неожиданно и быстро, а уже во всеоружии. Или это такой своеобразный поиск интереса и направленности малыша? А возможно, это (о, ужас!!!) амбициозные попытки через своего ребёнка проявить свои нереализованные мечты и надежды?!

Вседозволенность и отсутствие режима

Другая крайность — вседозволенность и отсутствие режима. Обоснование — пока маленький, потом всю жизнь жить по струнке, будильнику и расписанию. Здесь, скорее всего, сработает обратный эффект: человек продолжит жить в таком ключе и очень удивится, что, например, в школе, оказывается есть определенные нормы и требования. Взрослому человеку порой себя тяжело дисциплинировать, каково же ребенку? И даже несмотря на то, что дети более гибкие и им легче адаптироваться к ситуации (опять же, не обобщаю).

Советы родителям семилеток

Вы не поверите, но, чтобы детство человеку запомнилось как чудесная пора, чтобы переходный период прошел как можно более гладко, нужно постараться соблюдать золотую середину:

  1. попробуйте один-два кружка начать посещать, пробовать другие варианты, если ребенок не склонен, сопротивляется. А лучше, если он сам будет выбирать, обсуждайте с ним варианты и возможности;
  2. оставляйте ребенку личное время, час-два в день ему хорошо заниматься своими детскими делами, играми и тем, к чему душа лежит. Подумайте, ведь и Вам хочется «пожить» пару часов для себя, после тяжелого рабочего дня, хочется отдохнуть от дел и общения. Таким образом, если ребёнок желает рисовать, пусть рисует без надзора и контроля: розовую траву, зеленое солнце, оранжевых крокодилов и прочих чудиков. В школе или на кружке рисования всё будет по правилам, здесь же идет работа фантазии. Не игнорируйте, хвалите, интересуйтесь. Направлять — возможность появится при совместном выполнении домашнего задания;
  3. прогулки никто не отменял, школьнику они просто необходимы: свежий воздух, активные игры (опять же, они несравнимы со спортивными занятиями), общение с дворовыми друзьями;
  4. не ругайте ребёнка за отметки, корить можно лишь за нестарание и отсутствие попыток. Лично мне плохо давались точные науки, лишь в старших классах я осознанно старалась наверстать упущенное. У моего первоклассника наоборот, математика «пошла»;
  5. и такой момент: иногда маленькому человеку нужно позволять давать волю чувствам. Я не истерики сейчас имею ввиду; выход эмоций может протекать и более спокойно. Пусть он делает любую ерунду, какой бы ересью это не казалось родителям. Постройка домика из подушек и книг, машины из карандашей, игра в болото, где отдельные фрагменты на паласе — спасительные кочки, сооружение из одежды монстров, битье подушек мечом, бестолковое кружение на месте и прочее;
  6. конечно же, поменьше компьютера и телевизора; сколько бы об этом не писали, повторюсь. Про полный отказ не говорю, это в современном мире, пожалуй, невозможно. Есть отличные развивающие компьютерные игры, отличные фильмы и мультфильмы. Но не пускайте на самотек. Я лично убедилась, что от агрессивных игр дети (хм, да и не только) становятся беспокойными, мягко говоря. Да и что скрывать: это, извините за грубость речи, отупляет и зомбирует;
  7. пожалуй, последнее наблюдение: приглядывайтесь к учителю. Нужен тот человек, который детей именно любит. Будь он хоть стократ высокой категории, если он груб и жесток к детям—переходите в другой класс/школу. Именно для новичка первый учитель имеет большое значение. Нам в этом плане повезло — у человека лицо сияет, когда она говорит о своих учениках. Лично мне с первой учительницей не повезло, до сих пор вспоминаю некоторые моменты с содроганием.

Итак, в целом и в общем, как и любой труд, детство — непростое время. Как по субъективным, так и по объективным причинам, как по естественным, так и по искуственно созданным обстоятельствам. Но, чтобы любая деятельность была во благо, она должна быть интересной. Давайте, нами нашим детям будет интересно жить и развиваться, пусть амбиции и чрезмерная спешка будут в другом месте. Например, во взрослой жизни...

2016-10-24, Татьяна Горячева (обновлено 2016-10-24)