Бизнес в провинции

Нередко люди задаются вопросом: «Как заработать в деревне? Какой бизнес открыть в провинции?» Дать универсальный ответ вряд ли получится, ведь всё зависит как от предпочтений конкретного человека, так и от его возможностей. Да и провинцией можно считать как глухие полузаброшенные деревеньки, маленькие города, так и областные центры.

Полина Кирова, директором по развитию федеральной сети розничных магазинов по продажам российской рыбы ТМ «Рыбсеть».

В небольших городах одним из способов заработка может стать открытие фирменного магазина как региональной, так и федеральной сети. Чаще всего конкуренция в таких городах отсутствует, и весь рынок либо занят крупными сетевыми гипермаркетами, либо не занят вообще, и предложение качественной продукции весьма ограничено. Например, у нас есть франчайзи в закрытом городе Сарове под Нижним Новгородом с населением порядка 90 000 человек, что, казалось бы совсем немного, при этом данная торговая точка является весьма успешной. Три магазина нашего другого франчайзи находятся в Твери с населением в 400 000 человек.

Продуктовые торговые точки в небольших городах отличаются своим подходом к покупателю, обычно для них лучше всего действует сарафанное радио и индивидуальное отношение к каждому клиенту, ведь любой промах при такой численности населения чреват необратимым снижением спроса. Преимущество открытия по франшизе в подобных городах состоит не только в особенности продукции или в федеральном бренде, но и во внешнем виде магазина — обычно именно аккуратный дизайн является новым для небольшого города и привлекает внимание жителей. Конечно, торговля под федеральным брендом также улучшает восприятие торговой точки, особенно при небольшой численности населения.

Открытие торговых точек в небольших городах имеет определенную специфику, некоторые франчайзеры, например, отказывают в открытии городам с населением менее некоторой цифры, объясняя это отсутствием достаточного спроса. Для нас, например, таких ограничений не существует, так как мы занимаемся рыбой, которая входит в еженедельную потребительскую корзину жителей любого населенного пункта. С точки зрения законодательства в рамках нашей индустрии открытие в малонаселенных пунктах ничем не отличается от открытия торговой точки в любом ином городе. В свою очередь, мы сталкиваемся с проблемами в логистике, ведь в небольшие города редко ездит автотранспорт с надлежащим температурным режимом, а если ездит, то может задерживаться на неопределенный срок из-за недостаточного количества груза. Также тяжело найти подрядчиков на выполнение ремонтных, мебельных и рекламных работ. Некоторые из наших франчайзи, например, изготавливали рекламные элементы и заказывали холодильное оборудование в Москве, так как в их населенном пункте не было возможности изготовить и заказать необходимое наполнение торговой точки. Также, конечно, при открытии в большом густонаселенном городе гораздо проще найти своего клиента, в то время как в деревне или селе есть вероятность, что данная продукция не будет продаваться в должном объеме, но это мало касается продуктов питания, которыми мы занимаемся.

На наш взгляд, перспективы у бизнеса есть в тех маленьких городах, которые либо имеют градообразующее предприятие, либо туристический потенциал. В остальных случаях тяжело говорить о возможности какого-либо развития предпринимательства, так как все доходные ниши в большинстве случаев заняты крупными сетевыми поставщиками с базовыми наборами продукции. На один город с населением до 100 000 человек вполне достаточно двух-трех больших супермаркетов или одного гипермаркета, чтобы удовлетворить потребность в продуктах питания эконом сегмента.

Оксана Мустафина, о семейном предприятии ООО «Оптовик» semena68.ru.

Моя семья (папа и дедушка) имеют собственный бизнес в маленькой деревне (население менее 2500 человек) в Тамбовской области. Они разводят кроликов и продают элитные семена подсолнечника (семена, из которых потом растет обычное семечко, которое идет в пищу или на масло). Мой дед — селекционер, он сам вывел сорта, которые продает отец.

Дедушка — кандидат сельскохозяйственных наук, более 50 лет занимается селекцией растений. В 2008 году он предложил папе начать реализацию элитных семян подсолнечника 3-х сортов, выведенных им в последние годы. Дедушка хотел, чтобы результат его научной деятельности смог приносить выгоду фермерам, так как эти сорта показали очень хорошую урожайность и масличность (процент масла в семечке более 54%). Папа ранее также занимался предпринимательством. У него было несколько магазинов в поселке и близлежащих селах, одно время был бар с летней верандой у реки, в те времена село было большим, так как существовало средне-специальное учебное заведение и молодежь приезжала на учебу. На идеи дедушки папа отреагировал очень быстро, были оформлены документы на авторство сортов и началась продажа. С 2016 года отец начал разводить кроликов на продажу, пока поставок еще не было, но они начнутся буквально через пару месяцев.

2017-04-13, Anny (обновлено 2017-04-28)